ChrisTref (paradoxct) wrote,
ChrisTref
paradoxct

Categories:

Тракт на Архангельск

Из истории Усть-Цильмы, когда она входила в Архангельскую Губернию "Памятный знак был изготовлен скульптором И. Пылаевым в 1985 году в память о тракте «Архангельск – Усть-Цильма», строительство которого закончилось в конце XIX века. На знаке имеется текст: «Здесь начинался тракт «Усть-Цильма – Койнас – Архангельск»». Этот тракт был единственной дорогой в большой мир, по нему шли обозы с продуктами и товарами первой необходимости. Также по этому тракту гнали политссыльных, многие не выживали, поэтому дорога усеяна костями. Сейчас она полностью заросла." На сколько мне известно, тракт в длину был 800 верст, т.е. 850 км.

p.s. Примечательно, что прямых дорог на Архангельск после этого не строилось. Сейчас приходится ездить окольными путями, в частности через центры - Москву и Питер, что увеличивает расстояние почти в 3 раза.



[и еще немного познавательной информации об Усть-Цильме в те стародавние времена)) Кому интересно, потому как много.]Взято отсюда.

Печорский тракт. Усть-Цильма.

Печорский тракт – это таежная дорога, соединявшая через Тиманский кряж Мезень с Печорой. Этому пути больше 1000 лет! Ещё в IX-XIV века новгородские ушкуйники по Пезскому волоку, самому древнему северному пути, активно торговали с Печорой и Зауральем. Это был не самый удобный путь, но зато вдали от владений волжских болгар, татаро-монгольских завоевателей и Москвы.
В XV веке московские князья по этому пути организуют военные экспедиции в Западную Сибирь. Летописец пишет: «Шедшу князь Петр Ушатой с вологжаны, двиняны, важаны Пенегою, Колою (Кулоем), Мезенью, Пезою, Чильмою (Цильмой) на Печору-реку, на Пусту, идучи самоядцев за князя великого привели».
В 1620 году, чтобы избежать утечки доходов, морской путь в Мангазею был запрещен. И тогда Пезский волок стал официально единственным, а значение подхода к нему со стороны Цильмы еще более возросло. Усть-Цилемская слободка была официально утверждена таможенным пунктом, где регистрировалось движение в Сибирь и из Сибири.
Сквозь непроходимую тайгу, горные хребты и болота шли люди в неизведанные земли. С насиженных и обустроенных мест уходили они «встречь солнцу» по определению о. Иоанна Восторгова, «с Крестом и Евангелием». И реки для древнерусской торговли были тогда важнее мостов.
В результате раскола Русской Православной Церкви в XVII веке, когда часть ревнителей “древлего благочестия” отказалась признавать реформы патриарха Никона, возникло старообрядчество. Старообрядцы подвергались жестоким репрессиям со стороны правительства, это вынуждало их бежать от преследования в дремучие леса Олонецкого и Кемского края, на Мезень и Печеру.


Усть-Цильма. Книги староверов.


Высылка протопопа Аввакума в Пустозерск вызвала еще большее бегство старообрядцев на Север ближе к своему вожаку. Усть-Цильма стала одним из оплотов дореформенной веры европейской части России. Церковные службы велись здесь по-прежнему по старопечатным книгам. Вблизи села образовалось несколько староверческих скитов. Создавая скиты, люди строили дома, пахали землю, занимались охотой и рыболовством и тщательно исполняли все церковные обряды. В скитах были основаны первые здесь школы – «грамотницы». В них преподавались письмо, чтение, математика, пение, Закон Божий, диалектика, риторика. При школах находилась специальная книгописная мастерская, в которой переписывались и реставрировались книги. Большинство книг оттуда уходило в другие общежительства и населённые пункты. В скитских библиотеках, кроме духовной литературы, были собраны труды по истории, географии, философии, риторике, естествознанию. Из этих староверческих центров просвещения книжная премудрость распространялась по всей низовой Печоре. Практически в каждой деревне имелись наставники, в домах которых имелось молитвенное помещение, где проходили службы к двунадесятым праздникам. Практиковалось и до сих пор практикуется проведение поминальных служб в частных домах. Старообрядцы оказывали положительное нравственное воздействие на своих соседей их приверженностью принципам христианской морали и строгим соблюдением норм повседневной жизни, в частности, запретов на куренье и питье крепких напитков.


Усть-Цильма.1881 год.

В 1891 был образован Печорский уезд Архангельской губернии с центром в Усть-Цильме; здесь разместились уездные власти и учреждения (исправник, казначейство, мировой судья, податной инспектор и др.) Еще в 1886 году в селе была учреждена больница.
Прадед наш Дмитрий Васильевич Кошев прибыл в Усть-Цильму Печорским трактом летом 1892 года. Путь этот был неблизким, более двух сотен километров сквозь глухие леса и болота. Отцу Димитрию «от казны было положено жалованья 285 рублей, а такоже земли пользования для священника сенокосной на 60 возов сена, вместо пахотной, от общества получалось 55 рублей, дом был общественный».
В 1893 году архангельский губернатор А.П.Энгельгардт самостоятельно преодолевает путь до Усть-Цильмы: «В Усть-Цыльме меня ожидал пароход чердынского купца Черных. У Черных плавает по Печоре два парохода; они приспособлены для буксировки баржей, имеют довольно сильную машину и сидят неглубоко в воде — до пяти четвертей. На этих пароходах Черных привозит весною с Якшинской пристани Пермской губернии все необходимые для Печорского края товары, главным образом муку, вино, соль, сахар и т. д. Между прочим, в ренсковом погребе в Усть-Цыльме мы нашли сносное красное вино, херес — вероятно, пермского приготовления — и даже очень хорошую сельтерскую воду от Грахе из Казани. Это нисколько не удивительно. Зыряне вообще очень много пьют водки и вина, причем зажиточные предпочитают больше вино. Здесь настолько все приноровлено к оленям, что зыряне и напитки употребляют, сообразуясь с тем, сколько у кого оленей; так, у кого их менее тысячи голов, тот удовлетворяется водкою, у кого больше тысячи, тот уже пьет коньяк чердынского приготовления, а у кого две тысячи оленей, тот считает своим долгом пить херес. Разумеется, коньяк и херес такого сорта, что без сельтерской воды обойтись бывает трудно. К осени баржи нагружаются местными товарами: семгою и другою рыбою, мехами, тюленьим салом, дичью — и буксируются вверх по Печоре до Якшинской пристани, где пароходы остаются на зимовку, а привезенный товар сухим путем перевозится на Каму».
Именно стараниями Александра Платоновича Энгельгардта был обустроен почтовый тракт Мезень — Печора — Усть-Цильма – Пустозерск и проложены по непроходимым Печорским лесам телеграфные линии на Усть- Цильму
По этой дороге на Печору везли муку, соль, порох и промышленные изделия, а в сторону Архангельска тянулись обозы с дичью, рыбой, мехами и оленьими шкурами. Почта из Лешуконского в Усть-Цильму доставлялась за шесть дней. Строительство дороги стоило огромных усилий и лишений, которые преодолели люди, чтобы связать по суше море студеное с землей югорской.


Печорский тракт в 1940 годы.

Печорский тракт Мезень — Усть-Цильма использовался по прямому назначению — для связи бассейнов Печоры и Северной Двины до 1940-х годов. Уже в советские времена по столбам была проложена телефонная линия. Идея оказалась неудачной – из-за старых столбов, бездорожья и сурового климата обслуживать линию было слишком дорого. Работала она едва ли месяц в году и в конце шестидесятых была заброшена. Теперь это совершенно заброшенная дорога. Мосты разрушились, насыпь утонула в болотах, сохранилось лишь несколько полуразрушенных станционных изб.
На семи ветрах и семи холмах стоит Усть-Цильма на высоком берегу Печоры, несущей свои воды в Ледовитый океан. Потомки пришедших из Новгорода, Мезени и Северодвинья в этих суровых условиях образовали самобытную общность «устьцилёмов», переняв у народов коми и ненцев все премудрости жизни на Крайнем Севере. Сюда не проникло крепостное право, и на протяжении почти пяти столетий в Усть-Цильме сохранились практически в неприкосновенности язык, уклад жизни, старая вера древних новгородских переселенцев и самобытная культура, которой уже нет ни в самом Новгороде, ни в каком-нибудь другом русском городе.


Единоверческий храм Николая Чудотворца. У-Цильма. 1898 год. Худ.А.А.Борисов.

Из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона за 1907 год узнаем: «Усть-Цильма — старинное село, центр управления Печорского уезда Архангельской губернии, на правом берегу реки Печоры, против устья реки Цильмы. Пароходная пристань. До 300 жилых домов, 2 церкви (православная и единоверческая). Двухклассное училище, 2 церковно-приходских школы, больница на 4 кровати, почтово-телеграфная контора, около десяти лавок; ярмарка. Жителей 2115. Жители села занимаются рыболовством. 100 семейств выставляют до 150 лодок; семги вылавливается до 5000 пудов. Кроме того, жители занимаются постройкой речных судов, отчасти оленеводством, охотой и перевозкой товаров на ярмарки Мезенского и Пинежского уездов. Земледелием и огородничеством занимаются немногие. Несколько промышленных и ремесленных заведений — среди народных ремесел резьба по дереву, прядение из конопли ниток для сетей, шитьё замшевых перчаток, вязанье чулок, варежек и носков, изготовления обережных и свадебных поясов».
Жизнь не баловала усть-цилемцев: неурожайные годы, голод, нападения большеземельских и приуральских ненцев, а также всевозможных тати. Слабые духом здесь не выдерживали. Природа заставляла переносить неслыханные лишения, которые не остановили смелых людей.
Святитель Никола Угодник – главный небесный покровитель Усть-Цильмы и для староверов и для православных. Посреди села возвышался большой Никольский собор, а буквально в ста метрах от него стояла единоверческая церковь Николая Чудотворца построенная в 1871 году. Наш прадед Дмитрий Васильевич Кошев, научившись здесь обращаться с оленями, разъезжал на них по свому единоверческому приходу, который состоял из жителей Усть-Цильмы и деревень и выселков, разбросанных на огромном пространстве по рекам Печоре, Пижме, Цильме и др.
Еще в 1800 году для старообрядцев, готовых войти в подчинение Русской Православной Церкви при условии сохранения старых богослужебных чинов и древних обрядов было введено Единоверие.
16 сентября 1890 года в Усть-Цильме открылась церковно-приходская школа при единоверческой церкви, куда ходили и дети староверов и где отец Димитрий по долгу службы учил детей грамотности и преподавал закон Божий вместе с псаломщиком Чупровым Иваном Ивановичем.


Клировая Ведомость. 1895 год.

Из «Клировых ведомостей I. II. III благочиний, Печорского уезда за 1895 год» мы узнаем, что священнику села Усть-Цильма Димитрию Васильевичу Кошеву – 36 лет и обучался он в Борецком сельском училище Шенкурского уезда. Далее сказано, что по выходе из крестьянского сословия Д.В.Кошев посвящен в диакона 28 июня 1892 года, а 29 того же июня Преосвященнейший Александр (**Андрей Георгиевич Закке-Заккис) рукоположил его в священники к Устьцилемской Единоверческой церкви. Из семейства у о. Димитрия: жена Татиана Егоровна 28 лет; дети их: Александра – 10 лет, Наталия – 8 лет, Яков – 5 лет, Василий – 3 лет. Димитрий Кошев имеет грамоту с благословлением за пожертвование 100 рублей на украшение и ремонтировку (*так в тексте) церкви. Поведения все хорошего и очень хорошего.


Клировая Ведомость. 1895 год.

Далее сказано, что священник Кошев: поет, читает, по временам ведет беседы со старообрядцами, а под следствием и судом не был, и родства между членами притча нет.
Был Дмитрий Васильевич самолюбивым, вспыльчивым, любознательным и гостеприимным человеком, на огонёк к нему заглядывал и местный врач Солнцев, и помощник исправника Сметанин, и ссыльные поселенцы, с одним из которых «поднадзорным» Петром Смирновым отец Димитрий за самоваром частенько остро дискутировал на политические темы, увлекаясь и забывая о месте и времени.
В 1897 году священник Ильинский Павел Матфеевич, назначенный еще в 1896 году Усть-Цилемским противораскольничим миссионером, стал заведующим Усть-Цилемской единоверческой церковью. Известно, что два медведя в одной берлоге не уживаются, и 13 января 1898 года Дмитрий Васильевич стал священником Тельвисочного самоедского прихода, поменяв суровый климат Коми на арктический.
Перед революцией многие из устьцилёмов стали ходить в православные храмы. Этому способствовала большая просветительная и миссионерская работа священников, их личные качества. Ведь добиться уважения у ревнителей старой веры было не просто. Как минимум священник не должен был курить. Раньше у некоторых староверов считается грехом распитие чая, из-за присутствующих в нём тонизирующих веществ, не говоря уже о винопитии и сквернословии. Хотя все церковные праздники в Усть-Цильме сопровождались играми, танцами и песнями, но никто при этом не пил. Даже свадьбы до революции игрались «всухую».
Именно староверы, в чьих генах не испарился неистовый дух протопопа Аввакума Петрова и ярость боярыни Феодосии Морозовой, сразу увидели во власти большевиков Сатану, обратясь с призывом к А.В. Колчаку: «Да поможет вам Всевышний на избранном вами тернистом пути донести взятое бремя до сердца России – Москвы и очистить святыню русскую от коммунистической мерзости». Старообрядческие наставники учили: «Колхозы – антихристовы гнезда, ни один верующий в них входить не может, ибо этим самым он будет способствовать дальнейшему разгулу и укреплению антихриста. Тот, кто вступает в колхозы, будет проклят, ибо он отдает свою душу антихристу». Верующих призывали не верить коммунистам, потому что «они знаются с антихристом». Когда началась великая Чума — коллективизация, старообрядцы, отказываясь вступать в колхозы, или оставались единоличниками, или уезжали в города на заработки. В первые годы советской власти школы в старообрядческих селах и деревнях пустовали. Старообрядцы не пускали детей в советскую школу, не позволяли им вступать в пионеры и комсомол, заявляя, что детей в школу не пустят, если там не будет преподаваться Закон Божий. Немногочисленное старообрядчество оказало стойкое сопротивление богоборческой власти, проявив активность в защите христианской веры и христианского образа жизни. Старообрядческие скиты-монастыри в горах и глухой тайге становились укрытием для многих участников Белого движения.
Большевики увидели в старообрядцах своего идеологического врага номер один и начали их последовательно уничтожать. «Борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством», – писала Н. Крупская в одной из своих атеистических работ.
Обращаясь к «самодержавным комиссарам», староверы писали: «Вы именуете себя народными комиссарами. Но какой народ избрал вас? Русский народ вас не избрал… Русских же людей вы ограбили, разорили, убиваете их миллионами и всю страну превратили в кровавый ад… Помните, что народное терпение уже истощилось, и справедливый гнев народа не замедлит законно покарать вас, как самозванцев, как разбойников, злодеев. Уходите же, пока еще можно, с ваших самозванных и самодержавных тронов!»
Кровавый след оставил на Печоре отряд красного комиссара Морица Мандельбаума. В числе арестованных этим отрядом 27 сентября, на Крестовоздвижение, был и настоятель Никольского собора о.Анфал Суровцев, который, по меркам староверов, пользовался у сельчан большим уважением. Красные изуверы подвергали батюшку жестоким пыткам, били плетьми. Вначале отрезали нос, потом уши, выкололи глаза и вырвали язык. Три дня продолжались жестокие мучения. 30 сентября 1918 года о.Анфала расстреляли на борту парохода около села Щугор, а тело сбросили в воду. Расстреливали его вместе с белогвардейским прапорщиком Красиковым. Белый офицер за мгновение до выстрела успел упасть в воды Печоры. Перехитрив палачей, он спасся и потом рассказал о мученическом пути о.Анфала.
Большевики приговорили старообрядческого деятеля Ф.Е. Мельникова к смерти, но он сумел эмигрировать в Румынию, где издал такие книги, как «Советский рай – всемирный свинарник», «Социализм – сатанинский опиум», «Коммунизм – сатанинское опьянение», «О безбожии и дьяволопоклонстве»и другие. А. Карташев в это время писал: «Антихрист обошел, ослепил, воцарился. Остается самосожигаться или ложиться в гроб в ожидании последнего суда. И ложились».
Известная архангельская газета «Северное утро», выходящая с 1910 года, сообщала 30 апреля 1919 сведения о красном терроре, о массовых расстрелах красноармейцами Ижмо-Печорского советского полка мирного населения Печорского уезда, священнослужителей, пленных белогвардейцев, членов их семей, в том числе женщин и детей. Газета писала: «До освобождения от большевиков в конце ноября минувшего года Печорский край нашей губернии пережидал дни сплошного ужаса. В крае неиствовали красноармейские банды. В конце ноября партизаны из с. Усть-Вашка Мезенского уезда заняли Усть-Цильму. К ним присоединились для общей борьбы крестьяне из деревень с реки Цильмы. Эти действия добровольцев под руководством героев-офицеров принесли несчастным жителям Усть-Цильмы невыразимую радость: открылись двери тюрьмы, выпущены были на свободу 40 или более узников, которые плакали от неожиданной радости освобождения, ибо все они были перед этим приговорены большевиками к смерти. Большая часть спасенных были люди пожилые. Многие из этих несчастных людей перед тюремным заключением были подвергнуты унизительным для человеческого достоинства истязаниям: захваченных граждан пороли плетьми, затем раны их посылали солью, смачивая водой, и снова пороли. Очевидец этих ранений, рассказывавший нам о зверствах большевиков, говорит, что он пришел в ужас, когда увидел исполосованные спины, представлявшие одну сплошную, кровавую рану… у некоторых оказались сломанные ребра, у иных оставались еще в теле пули… Уже уходя из Усть-Цильмы, большевики успели утопить двоих граждан в проруби». Эти газетные данные подтверждаются и архивными материалами из рассекреченных фондов Национального архива Республики Коми (ф.1316).
Религия в советской России оказалась зачеркнута и разорена, буйно зацвела полынь зла. Отброшено было таинство брака, людей окружило невежество, оно затягивало в животно-сексуальные страсти, в различные виды и формы преступлений.
«В ходе строительства социализма были созданы благоприятные условия для преодоления старообрядчества», — писали советские газеты. В 1929–30 годах были закрыты единоверческие церкви в селах Усть-Цильма, Замежное, старообрядческая часовня в деревне Скитской. В 1933–34 годах закрыты все скрытнические молельни, а к началу 1940-х годов скрытничество на Удоре, Летке и Печоре было властями ликвидировано. По статистике 1973 года в Коми крае старообрядцев было не более 2,5 тысяч человек.
А в единоверческом храме Николая Чудотворца, где с 1892 по 1898 год служил наш прадед о. Димитрий Кошев, после революции устроили комитет комсомола. Затем открыли там Дом пионеров, после чего храм распилили и растащили, а снятые колокола отправили на переплавку.


Усть-Цильма. Наши дни. Единоверческая церковь.

За советскую власть люди растеряли веру в Бога – 70 безбожных советских лет коммунисты разрушали, выжигали и убивали, как православных, так и старообрядцев. В народе пошло великое оскудение веры. С уходом старообрядцев исчезает та живая нить, которая незримо связывала нас на протяжении столетий с Древней Русью и ее культурой.
Усть-Цильма одно из немногих мест в России, где староверие остается доминирующим вероисповеданием. Общественность села на слушаниях одобрила проект единоверческой церкви, где разрешены старообрядческие богослужения по старым (дониконовским) книгам. Сегодня верующих в Усть-Цильме не так много и среди них наши родственники Шишеловы и Лукины. Староверы заканчивают возводить в селе свой новый каменный храм.
Между тем, большинство усть-цилемских мужиков, работающих в местных СПК и колхозах, «живых» денег годами не видят. Незаконный вылов красный рыбы — для них единственная возможность разжиться деньгами.
А вот для подпольных коммерсантов торговля семгой — золотое дно. Вывезенная на Большую землю, она продается оптовыми партиями уже по 200 рублей за килограмм. В розницу цена еще выше. У знатоков эта рыба ценится гораздо больше всех других представителей лососевых. Рыбы стало еще меньше, браконьерство развилось до космических масштабов, экономика Припечорья хиреет на глазах, а гигантские средства, вырученные от продажи печорского лосося подпитывают состояния подпольных рыбных олигархов.
На данный момент в муниципальное образование сельского поселения «Усть-Цильма» входят: по правому берегу реки Печора – с. Усть-Цильма, д. Сергеево-Щелья и д. Высокая Гора, по реке Цильма – п. Синегорье и д. Бор.
В 1986 году недалеко от Усть-Цильмы было открыто подземное месторождение нефти. Через три года поблизости было открыто Южно-Низевое месторождение нефти, которое удалось ввести в промышленную эксплуатацию раньше его предшественника. А в целом благодаря этим двум открытиям в Усть-Цилемском районе к настоящему времени добыто уже более 360 тыс. тонн «черного золота».
По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. на территории Коми республики проживают представители около 130 национальностей и этнических групп, вносящих вклад в экономику республики, сохраняющих свою самобытную культуру. В их числе и русская старожильческая группа с самоназванием «устьцилемы», образованная по топониму самого древнего и крупного их поселения – с. Усть-Цильма, основанного в середине 16 века.
Только в Усть-Цильме проходит традиционный праздник «Горка», на который приезжают посмотреть множество гостей, включая иностранцев. Славен он особо яркими одеждами, которые хранятся здесь многими, как обязательный элемент в доме.

«Горка» в Усть-Цильме.

Христианская любовь проявляется в единении верующих. Радостно, что сегодня, во времена Апостасии, когда идет охлаждение любви и умножение беззакония, некогда разделенные внутренними церковными противоречиями верующие, единым сердцем и устами славят Бога, в лоне Единой Святой Матери Церкви.
Tags: архангельск, история, малая родина, моя дерёвня, поморы, староверы, старообрядцы, усть-цильма
Subscribe

  • Ураганы

    Давно они мне не снились, а сегодня приснилось очень много ураганов, смерчей в городах, ветра рушили дома и инфраструктуру, а вода топила, так как…

  • Квантовые технологии

    Приснилось, как будто бы при помощи нескольких манипуляций с кнопками, намерением и с помощью рук, я могла преобразовать картинку в настоящую вещь)…

  • 12 (нет, не стульев)

    Приснилось, как будто на нас (меня и моих знакомых) напала и захватила в плен группа китайцев, радикально настроенных по отношению к нам (России)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments